Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Здание МБДОУ д/с № 55: площадь - 2617,2 кв.м. Этажность: 3.
Земельный участок: площадь: 6398 кв.м.
Прогулочные участки: количество площадок – 8.
Игровые площадки оборудованы теневыми навесами, песочницами, скамейками, спортивным и игровым оборудованием.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса групповых помещений представлены в таблице 1
Таблица 1
№ п/п |
Наименование направлений в соответствии с ФГОС ДО |
Элементы предметно-пространственной среды для детей раннего возраста |
Элементы предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста |
Пространство групп организовано в виде разграниченных зон, оснащенных развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). уголок для сюжетно-ролевых игр; • уголок ряжения, книжный уголок; уголок для настольно-печатных игр; • уголок природы (наблюдений за природой); • спортивный уголок; • уголок для игр с водой и песком; • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). |
|||
1 |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разнообразные занятия детей и взрослых; картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей (весёлый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивлённый, испуганный и др.), их действия. Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, животные (мишки, собачки, кошечки и т. д.); стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.); стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол); игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки); игры в парикмахерскую (зеркало, расчёска, ленточки, флаконы), игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, касса, муляжи продуктов и др.), игры в цирк (заводные игрушки: обезьянка, курочка, заяц с барабаном; перчаточные куклы, маски), игры в солдатиков (соответствующие наборы игрушек) и др. |
Предметы-заместители природного происхождения. Игрушки сюжетные (куклы, машины). Машины разного назначения (пожарная, «скорая помощь», полиция, амфибия, грузовики, экскаватор и т. п.). Самолёты, катера, лодки, корабли. Наборы игровой посуды. Наборы игровые с орудиями труда. Игрушки мягкие. Настольные игры шансовые. Настольные игры интеллектуальные. Символы государства. Игровая мебель по росту ребёнка. Мастерская-сервис, бензозаправочная станция. Наборы элементов костюма для профессий. Настольные игры дидактические Карнавальные и театральные костюмы, маски. Комплекты портретов деятелей науки и искусства. Электронные образовательные ресурсы по патриотическому воспитанию и знакомству с культурой малой родины. |
2 |
ОО «Познавательное развитие» |
Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; большая напольная пирамида для совместных игр детей; матрёшки; наборы кубиков и объёмных тел (цилиндры, бруски, шары, диски); игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.); наборы разнообразных объёмных вкладышей; мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, пазлы; конструкторы; игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, пищалки, колокольчики, шумовые коробочки, и др.); заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.). Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:столы- с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.); разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, телефон и пр.); приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, магнитные игрушки); игрушки из материалов разного качества и разной плотности (резины, дерева, пластика и др.; материалы для пересыпания и переливания; игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки с подвижной крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; наборы предметных картинок и сюжетных картин по разным темам («Домашние и дикие животные», «Деревья. Кустарники. Травы», «Насекомые», «Птицы», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Сезонные изменения в природе» и т. д.); книги, открытки, альбомы, аудио-, видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений. |
Предметы ближайшего окружения. Дидактические пособия. Познавательная литература. Строительные наборы. Конструкторы (деревянные, «Лего» и аналогичные, иные). Библиотека. Фонотека. Видеотека. Оборудование для экспериментирования и исследования. Наглядные и демонстрационные пособия. Тетради с заданиями для детей. Расширенный набор для детского конструирования (металлический, требующий использования инструментов для соединения деталей). |
3 |
ОО «Речевое развитие» |
Материалы для развития речи:книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.). |
Опорные схемы для составления рассказов, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы и игры для развития мелкой моторики рук и подготовки к обучению письму. |
4 |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
Книги с красочными иллюстрациями, репродукции; альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства; альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов; музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара); фланелеграф; стенд для демонстрации детских рисунков и поделок; ёмкости для хранения материалов для изобразительной деятельности. Материалы для изобразительной деятельности: Материалы для детского творчества в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, рисовании, Материалы для музыкального развития детей: Игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны,); звуковые книжки, аудиосредства (магнитофон, аудиоматериалы с записями музыкальных произведений). Материалы для театрализованной деятельности:оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, театральные атрибуты и др.); фланелеграф (коврограф, магнитная доска) с набором персонажей и декораций. Различные виды театров (бибабо, настольный плоскостной, магнитный, теневой); аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей. |
Бросовый материал для творчества. Самодельные звучащие предметы. Материалы для детского творчества в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде. Альбомы и книги по искусству. Видеотека. Аудиотека. Изделия народных промыслов. Скульптура малых форм. Набор шумовых инструментов. Материалы для театрализованной деятельности: оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, элементы костюмов, маски, театральные атрибуты и др.); карнавальные костюмы, маски; фланелеграф (коврограф, магнитная доска) с набором персонажей и декораций. Различные виды театров (бибабо, настольный плоскостной, магнитный, теневой); аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей. |
5 |
ОО «Физическое развитие» |
Скамеечки; игрушки-качалки; массажные дорожки и коврики с разным покрытием; «сухой бассейн»; Игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику, в том числе: мячи разных размеров, кегли; обручи, кольца; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками; специальные приспособления, предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застёжки-молнии, пуговицы, петли, крючки, шнуровки и др.); коробки с разными крышками и прорезями, копилки. |
Оборудованные учебные кабинеты
- Музыкальный зал – 97,8 м2
- Физкультурный зал - 98 м2
- Кабинет педагога-психолога – 1
- Методический кабинет – 1
Каждая возрастная группа имеет:
- раздевалку
- буфетную;
- туалетную;
- игровую;
- спальню.
Все кабинеты оформлены и материально оснащены. Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях обеспечивает реализацию образовательной программы МБДОУ, включает интеграцию образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, а также свободную самостоятельную деятельность воспитанников.
Объекты для проведения практических занятий
- Музыкальный зал – 97,8 м2
- Физкультурный зал — 98 м2
- Кабинет педагога-психолога –7,1 м2
- Методический кабинет – 12,8 м2
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса в кабинетах представлено в таблице 2
Таблица 2
Оборудование кабинетов |
||
№ п/п |
Наименование направлений в соответствии с ФГОС ДО |
Элементы предметно-пространственной среды |
1 |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
Музыкальный зал Пианино, музыкальный центр, мультимедийная установка, детские музыкальные инструменты, методическое обеспечение, аудиотека, дидактический материал для проведения музыкальных занятий и праздников. |
2 |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» ОО «Познавательное развитие» |
Кабинет педагога-психолога Библиотека специальной литературы и практических пособий, материалы консультаций, семинаров, практикумов, игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно- развивающей работы, рабочий стол для проведения занятий, головоломки, мозаики, настольно-печатные игры, развивающие игры, раздаточные и демонстративные материалы, информационный уголок для родителей и педагогов, зона релаксации, магнитофон; оборудование для проведения релаксации. |
3 |
ОО «Физическое развитие» |
Физкультурный зал Пианино, музыкальный центр, маты, тренажеры, гимнастические скамейки, шведская стенка, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли, наглядные пособия по физической культуре, ленточки, дуги, кубы деревянные, гимнастические бревна, ребристая доска, бубны и др. |
Методическое обеспечение образовательного процесса Компьютер, принтер, учебно-методический комплект к реализуемым программам, каталог профессиональных журналов, художественная литература для детей, картины, электронные носители для использования на занятиях, документы и методические материалы, наглядно-демонстрационные пособия, доклады, консультации, перспективные планы. |
Библиотека
В детском саду отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку.
Книжный фонд, составляющий библиотеку МБДОУ, располагается в методическом кабинете, где представлена детская, учебно-методическая, познавательная литература для детей и педагогов.
Во всех возрастных группах оборудованы книжные уголки для воспитанников в соответствии с содержанием реализуемой образовательной программы.
Объекты спорта
- ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ – 98м2
- СПОРТИВНАЯ И ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКИ НА УЧАСТКЕ МБДОУ
- ПРОГУЛОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ (С УСТАНОВЛЕННЫМ ИГРОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ДЛЯ РАРАЗВИТИЯ ВСЕХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ)
Средства обучения и воспитания
В каждой возрастной группе создана развивающая предметно-пространственная среда.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам детей с ОВЗ.
Средства обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
- печатные (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, песочные часы, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, двигательная), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Для повышения профессиональной компетентности педагоги используют материалы ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
http://www.dddgazeta.ru/about/ —
газета для детей, родителей и педагогов по ПДД
официальный сайт Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
http://vdpo-taganrog.ru/1/Glavnaa_stranica.html —
сайт Всероссийского добровольного пожарного общества г.Таганрога
МБУК ЦБС Центральная городская детская библиотека имени М.Горького
«Лукошко сказок» Детская электронная библиотека — народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.
Федеральный портал «Российское образование»
https://1сентября.рф/ — Издательский дом «Первое сентября»
https://ped-kopilka.ru/ — учебно-методический кабинет
Образовательный портал детской безопасности МЧС России «Спас-Экстрим» (интерактивные игры, обучающие ролики, мультфильмы, памятки)
http://pedlib.ru — электронная библиотека
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ отсутствует
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) определены зоны и объекты доступности всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В детском саду имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
- переносная мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук (для работы с детьми в музыкальном зале, кабинете педагога-психолога );
- музыкальный центр (в музыкальном зале);
- телевизоры (в групповых помещениях);
В кабинете педагога-психолога создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом реализуемой образовательной программы; с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами: пособия для обследования интеллекта, памяти, внимания, мышления; материалы для проведения диагностического обследования психического развития детей дошкольного возраста, материалы для проведения индивидуальных занятий с детьми, пособия и игры с предметами для развития мелкой моторики; игры на развитие сенсорики; предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; игры для развития дыхания; алгоритмы, схемы, методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отсутствует.