Эссе на тему «Моя педагогическая философия»
« А насчет того, кто лучше - я или ты, -
продолжал я, - это просто неверная постановка вопроса.
Ты не лучше и не хуже. Ты другая.
Другого надо научиться принимать таким, каков он есть в его самости…»
В. Пелевин. S.N.U.F.F.
Современный мир диктует свои правила. Человек успешный, яркий, неординарный имеет больше шансов быть замеченным в обществе. Именно поэтому, эпиграфом к своим размышлениям я взяла отрывок из романа-утопии В. Пелевина S.N.U.F.F.
Выбирая профессию педагога, я так же мечтала об успешности... но четко понимала, что воспитатель не имеет возможности как, например, бухгалтер, переделать квартальный отчет, или, как закройщик одежды, выбросить испорченный отрез ткани и скроить новый… Передо мной будут - дети…я ответе за их жизнь…и перед ними, и перед их родителями, и перед государством.
Воспитатель должен быть осторожным в общении с воспитанниками, потому, что легко силой своего характера подавить индивидуальность того, чей вкус и мировоззрение еще не сформировались. Нет возможности стажироваться, нет времени набирать опыт…нужно войти…поздороваться, улыбнуться и…работать.
К сожалению, не сразу находится та дорожка, ступая по которой педагогу легче всего взаимодействовать с воспитанниками. Будет прочитана ни одна книга по методике воспитания и освоен ни один мастер-класс, прежде чем проявится педагогическое мастерство: то, которое поможет мне быть успешной в выбранной профессии - воспитатель. Я всегда мечтала встретить замечательного педагога, наставника и ... да…мне повезло!
Несомненно, воспитатель для ребенка самый умный, добрый, интересный…у него золотые руки. Таким воспитателем быть легко, когда опираешься на труды талантливого специалиста в области художественного воспитания детей, доктора педагогических наук и просто обаятельного человека-Лыкову Ирину Александровну. Мне посчастливилось ни раз общаться с этим замечательным педагогом, по ее книгам учиться многим премудростям, опираясь на ее знания и опыт воспитывать культурную, инициативную личность, что в конечном итоге позволяет выпустить из стен детского сада мальчишек и девчонок, не похожих ни на кого, имеющих возможность реализовать свои идеи в рисунках, поделках, в словотворчестве.
В совместной деятельности множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с воспитанниками и их родителями. Основополагающая идея состоит в том, что детская художественная деятельность на всех ее уровнях- восприятие, исполнительство, творчество- организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру. Поэтому моя педагогическая философия близка к идеям И.А. Лыковой, которые широко представлены в ее программе «Цветные ладошки». Целью моей работы является направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Нередко малыш проводит со мной в детском саду до 10 часов в день! Это же его день…день, который останется в его жизни! Этот день важно наполнить не только знаниями (как того хотят родители), но и впечатлениями, эмоциями, подвигами, добрыми воспоминаниями. Засыпая, ребёнок вряд ли вспомнит скучное занятие, но обязательно вспомнит то, что он чувствовал: радость общения с ровесниками и со мной, торжество от собственных успехов!
С уверенностью могу сказать- я нашла себя в выбранной мною профессии, теперь можно смело идти по выбранному пути вместе со своими любимыми, талантливыми, не похожими друг на друга воспитанниками.
Я овладела главным мастерством- принимать детей такими, какие они есть, в их "самости".